|
|
Роль
цветовой гаммы классного пространства в
обеспечении здоровьесбережения
Реакция
людей на
цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Выбор цвета отражает не
только
психологические качества человека, но также гормонный статус. И если
цвет
влияет на эмоциональное состояние человека, вызывает соответствующие
изменения
в организме: ускорение пульса, изменение ритма дыхания, скорости
реакции и т.
п., то несомненно влияние цвета на работоспособность, а, значит, и на
процесс
обучения. Осознаем мы или нет, но мы постоянно ощущаем на себе
сильнейшее
влияние цвета. Несомненно, влияние цвета индивидуально и специфично для
каждого
человека, но выявленные некоторые общие закономерности помогают учителю
сознательно использовать цвет в своем кабинете.
Цвет |
Влияние
на нервную систему и деятельность учащихся |
синий, голубой |
успокаивают |
красный,
оранжевый |
возбуждают |
зеленый, желтый |
создают настрой
"психического равновесия", повышают работоспособность |
белый |
отражает до 80%
света,
повышая освещенность, но снижает эмонациональный настрой |
В исследованиях психологов для школьных помещений рекомендуются цвета
желтовато-зеленые или желтые до оранжевого. Если окна кабинета выходят
на юг, то синее и зеленые оттенки также подходят для окраски стен.
Необходимо учитывать и возраст учащихся – в начальной школе
использовать теплые тона, а в старших классах более спокойную гамму
– серо-голубые и серо-зеленые тона. Цвет оборудования также
имеет значение. Так, автор уже упомянутой выше книги
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе» Н. К. Смирнов советует комбинировать цвет стен и
освещение в спортивном зале, чтобы «создать различные
функциональные зоны в нем, подчеркивая легкость обстановки возле
спортивных снарядов, выделяя «опасные зоны» и т.
д.» Даже цвет спортивной одежды, по мнению автора, может
служить фактором, оживляющим обстановку урока физической культуры, и
быть даже эффективным средством профилактики спортивного травматизма.
Например, ярко - желтые майки лидера, «майки
лидера» вызывают у ребят прилив сил и бодрости, делают из
движения более свободными и даже безопасными. Наши исследования, беседы
с родителями, учениками на темы о влиянии цвета стен, мебели, штор,
классной доски на самочувствие и работоспособность учащихся также
подтверждают выводы ученых, доказывая учителю необходимость учета этих
вывдов в собственной работе по обустройству кабинета:
Вопросы для родителей (5-10 классы) |
Ответы родителей |
5-7 класс |
8-10 класс |
какой цвет одежды предпочитает ваш ребенок? |
синий, зеленый, светлые тона |
черный, синий, темные тона |
Ваши наблюдение: какой цвет активизирует вашего
ребёнка? |
красный |
сомневались в ответе |
Советовались
ли
вы со своим ребенком при ремонте детской комнаты и выборе обоев, штор,
покрывала, ковра? Все респоденты ответили - НЕТ |
Как вы думаете, важен ли цвет стен классной
комнаты в
обучении вашего ребенка |
не
задумывались |
Как видно их ответов родителей
детей переходного возраста –
практически никто не обращал внимания на цветной фактор пространства,
окружающего их детей. Олнако сами подростки дали более обстоятельные
ответы,
руководствуясь своими собственными чувствами и ощущениями:
Вопросы для
учащихся |
Ответы
учащихся |
5-7 классы |
8-10 классы |
Каких цветов одежду ты выбирал в магазине? |
желтый - 68%
зеленый - 15%
синий - 10%
другие - 7% |
черный - 74%
синий - 23%
другие - 3% |
Как ты думаешь, цвет может влиять на твое
самочувствие? |
влияет - 86% |
влияет - 96% |
Какой цвет должен преобладать в комнате |
- |
голубые стены, синие шторы |
Какой цвет делает тебя активным |
красный |
красный |
В какие цвета ты бы окрасил учебные кабинеты школы |
розовый, салатовый, желтый
все равно - 4% |
бежевый, желтый, светло-зеленый
все равно - 25% |
Как мы видим даже
из простого
исследования, дети отображают
в цвете свое состояние, настроение, желания и помыслы. Если сопоставить
характеры учащихся и предпочитаемые ими цвета, то по данным психологов
и
видеоэкологов вспыльчивые(холерик) – предпочитают красные
цвет; веселые
(сангвиники) – желтые цвета; спокойные (флегматики)
– зеленые цвета; серьезные
(меланхолики) – синие цвета.
|